Как правильно записывать ходы в шахматах. Шахматная доска и начальная расстановка фигур. Расстановка шахматных фигур

25.02.2024

Шахматная нотация - удобный способ записывать партии, чтобы их можно было повторно разыгрывать, отыскивая комбинации, понимая ошибки, или показывая своим друзьям. Попробуйте записать свою следующую партию и вы увидите, что ничего приятнее, чем правильно поставленный восклицательный знак после выигрывающего хода, решившего ее исход.

Алгебраическая нотация

Самая простая и распространенная форма записи шахматных партий называется алгебраической. Здесь каждому полю шахматной доски соответствуют буква и цифра.

На этой диаграмме белый король находится на поле с3, а черный - на поле h5.

Первая горизонталь (ряд) - это край доски, где располагаются белые фигуры в начале партии; черные располагаются на 8-ой горизонтали. Вертикали считаются слева направо со стороны белых.

Заглавные буквы используются для обозначения фигур:
Kр: Король
Ф: Ферзь
Л: Ладья
С: Слон
К: Конь
П: пешка (но по общепринятой практике "П" при записи обычно опускается)

Как записать ход

Чтобы записать ход, укажите название фигуры и поле, куда она идет. Если фигура совершает взятие, перед координатами поля назначения мы пишем символ "x", обозначающий "взятие".

Например, в этой партии первый ход белых - Кс3: конь идет на поле с3. Черные отвечают f5 (помните, "п" опускается). Белые играют е4, и черные забирают пешку fxe4, f берет на е4. Название вертикали f заменяет обозначение пешки, так как "п" опускается. Белые тоже берут Кxe4. Остальная часть партии записана так

Обозначает шах, а # - мат.

Специальные символы

x: взятие
0-0: короткая рокировка
0-0-0: длинная рокировка
+: шах
#: мат
!: хороший ход
?: плохой ход

Можно ставить несколько знаков "!" и "?", чтобы усилить оценку.

Как избежать двусмысленности

Записи Лd1 недостаточно, чтобы определить, какая ладья делает ход.

Если обычная нотация неоднозначна, добавьте в запись дополнительную букву или цифру, которая указывает на исходное положение той фигуры, которая делает ход. В нашем случае запись Лad1, ладья с вертикали a на поле d1, решает эту проблему. Когда пешка берет фигуру соперника, всегда записывайте исходную вертикаль, как мы сделали выше, написав fxe4 и gxf6.


Другие обозначения

Большинство шахматистов сегодня используют алгебраические обозначения, но есть несколько вариантов:
Длинные алгебраические обозначения указывают и исходное, и конечное поле для каждого хода.
Описательная (или английская) нотация - более старая система, где вертикали шахматной доски обозначены названиями фигур. Например, вертикаль "с" называется QB , то есть, вертикалью ферзевого слона. Горизонтали считаются со стороны каждого из игроков. Для белых QB3 - то же, что для черных QB6.

- (FEN) стандартная нотация записи шахматных диаграмм. Описание Запись FEN описывает позицию на шахматной доске в виде строки ASCII символов. Поля записи: Положение фигур со стороны белых. Позиция описывается цифрами и буквами по горизонталям … Википедия

нотация - и, ж. notation, лат. notatio замечание. Система условных письменных обозначений, принятая в какой лю. отрасли (знаний, производства и т. п.). Шахматная нотация. Н. древних книг. БАС 1. Перевод при сем сообщенной нотации. 1779. Прис. Крыма 3 179.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Нотация Форсайта - Эдвардса (FEN) стандартная нотация записи шахматных диаграмм. Описание Запись FEN описывает позицию на шахматной доске в виде строки ASCII символов. Поля записи: Положение фигур со стороны белых. Позиция описывается цифрами и буквами по… … Википедия

НОТАЦИЯ Толковый словарь Ушакова

НОТАЦИЯ - 1. НОТАЦИЯ1, нотации, жен. (лат. notatio замечание) (разг.). Выговор, наставление. «В душе нотацию себе я прочитал.» Некрасов. 2. НОТАЦИЯ2, нотации, жен. (лат. notatio замечание) (спец.). Система условных письменных обозначений, принятая в какой… … Толковый словарь Ушакова

Нотация - (от лат. notatio записывание, обозначение) система условных обозначений, принятая в какой либо области знаний или деятельности. Нотация включает множество символов, используемых для представления понятий и их взаимоотношений,… … Википедия

НОТАЦИЯ - (лат., от notare замечать). Выговор, наставление. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. НОТАЦИЯ выговор, внушение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

нотация - 1. НОТАЦИЯ, и; ж. [от лат. notātio замечание, обозначение]. Наставление, нравоучение; выговор. Выслушать очередную нотацию. Получить нотацию. Он любит читать нотации. 2. НОТАЦИЯ, и; ж. [от лат. notātio замечание, обозначение]. Спец. 1. Система… … Энциклопедический словарь

НОТАЦИЯ 2 - НОТА ИЯ 2, и, ж. (спец.). Система условных письменных обозначений чего н. Шахматная н. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

нотация - НОТАЦИЯ, и, жен. Долгое наставление, назидательный выговор. Читать нотацию кому н. Выслушивать нотации. II. НОТАЦИЯ, и, жен. (спец.). Система условных письменных обозначений чего н. Шахматная н. | прил. нотационный, ая, ое. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Шахматная школа Первый год обучения Учебник , Барский В. , Первый учебник, рекомендованный Российской шахматной федерацией, поможет новичкам быстро и легко научиться играть в шахматы: освоить ходы фигур, узнать их сравнительную ценность и начальную… Категория: Другие дисциплины Купить за 687 руб
  • Шахматная школа. Первый год обучения. Рабочая тетрадь , Барский В.Л. , Рабочая тетрадь поможет новичкам закрепить знания, полученные при изучении учебника`Шахматная школа`, рекомендованного Российской шахматной федерацией. Раскраски, головоломки, шарады позволят… Категория: Детские книги - Детская литература Серия: Шахматная школа Издатель:

Не всегда можно сесть и сыграть партию за один присест. Бывает, нужно отвлечься на что-нибудь очень важное. Или вечер, и уже спать хочется. Или другу пора уходить домой. Как оставить не доигранную партию до следующего раза?
Можно, конечно, просто оставить фигуры на доске, но тогда их может кто-нибудь смахнуть или переставить. Или они просто будут стоять, занимать место и собирать на себя пыль.

А ещё бывает так, что хочется рассказать кому-нибудь, как прошла партия. Например, ты играл с другом и теперь хочешь пересказать папе, как выиграл у него. Но нельзя же запомнить всю партию наизусть!
Как быть в таком случае?

Взрослые шахматисты придумали простой способ записывать ходы в партиях. Этот способ называется «шахматная нотация».
Ты уже знаешь, что поля шахматной доски обозначаются буквами и цифрами. А вот обозначать буквами фигуры тебе ещё не приходилось. Это делается так:
Король — Кр.
Ферзь — Ф.
Ладья — Л.
Слон — С.
Конь — К.
Если не написано, какая фигура ходит, то имеются в виду пешки, они не обозначаются никак.

Когда ты записываешь ход, сначала пишется название фигуры, которая делает ход. Потом пишется поле, с которого сделан ход, ставится тире и записывается поле, на которое сделан ход.

Например, если чёрный конь пойдёт вперёд со своего места, то это нужно записать так:
Кb8-с6.

А если пешка, стоящая перед белым королём, движется вперёд, то этот ход будет записан так:
е2-е4.

Обрати внимание — буквы, которыми обозначаются вертикали, маленькие, а там, где названия фигур, — буквы большие. Это нужно, чтобы случайно ничего не перепутать.

Если этим ходом твоя фигура берёт фигуру противника, то вместо тире ставят двоеточие. Например, вот как выглядит ход, которым слон бьёт ладью:
Cg5:d8.

Поскольку на одном шахматном поле может стоять только одна фигура, не нужно писать, какую фигуру берут этим ходом, это и так понятно из записи предыдущих ходов.

Если ты записываешь всю партию целиком, ходы нужно нумеровать. Перед ходом поставь порядковый номер и отдели его точкой. Новое число пиши после того, как записал ход белых и ход чёрных.

Вот как, например, выглядит запись самого первого хода в партии.
1. e2-e4 Kg8-f6.
И сразу видно — белые пошли вперёд королевской пешкой, а чёрные в ответ вывели из-за ряда пешек своего коня.

После хода надо обязательно записывать пояснения к нему. Эти пояснения тоже пишутся не словами, а специальными значками, чтобы было короче.

Если этим ходом был сделан шах, то ставится знак плюс (вот такой: +).

Например, запись Фа5-е1 + означает, что этим ходом ферзь делает шах вражескому королю.

Покажи на доске, на каких полях должен стоять король, чтобы ему можно было сделать шах таким ходом.

Если этим ходом был поставлен мат и партия закончилась, ставят крестик, вот такой: х.

Вот так выглядит ход, которым ферзь ставит мат вражескому королю.
Фh5:f7х.

Если после хода партия закончилась ничьей, ставят знак равно, вот так:=.

Если пешка в конце хода превращается в другую фигуру, то надо записать название этой фигуры после конечного поля. Например, вот белая пешка доходит до конца доски и становится ферзём:
b7-b8Ф.

А вот чёрная пешка превращается в коня:
f2-f l K.

Когда хотят запомнить какие-то особенные моменты в партии, возле записи ходов ставят восклицательные или вопросительные знаки.

Знак! ставят, если ход был особенно хороший или необычный.
Знак? ставят, если ход был плохой или ошибочный. Этот значок используют, только когда хотят напомнить себе, каких ошибок не следует делать в будущем.

Когда очень спешат или не хотят занимать много места, все ходы записывают в особенной, сокращенной нотации. Тогда не пишут, с какого поля был сделан ход, а указывают только название фигуры и поле, на которое она перепрыгнула.
Например, вот так:
КbЗ.

Это конь пошёл на ЬЗ. Из записи всей партии должно быть понятно, какой конь и откуда туда пошёл. Если непонятно, какой из коней делает ход, потому что оба могут попасть на поле ЬЗ, указывают вертикаль, с которой делается ход. Вот так:
Ксb3.

Кстати, на какой клетке вертикали с должен находиться конь, чтобы сделать этот ход? Видишь, опять есть два варианта! Но очень редко бывает так, что нельзя понять, какой конь делает ход.

Если ты захочешь учиться играть в шахматы и дальше, нотация тебе обязательно понадобится — во всех серьёзных книжках про шахматы примеры записаны именно так.


Метки: ,

Необходимым знанием для любого шахматиста является знание шахматной нотации. Это знание позволяет шахматисту записать ход партии; воспроизводить, анализировать и разбирать сыгранные партии, а также читать шахматную литературу. В официальных матчах с классическим контролем времени игрок обязан записывать ходы.

Восемь горизонталей и восемь вертикалей шахматной доски образуют 64 поля. И каждое поле имеет свои координаты. Первая координата – одна из первых восьми букв латинского алфавита (a , b , c , d , e , f , g , h ), вторая координата – цифра (1 – 8). Таким образом, поле e 4 (например) находится пересечением вертикали e и четвертой горизонтали.

Для обозначения фигур на доске шахматистами применяются специальные сокращения:

Символ

(Русское сокращение)

Символ

(Английское сокращение)

Значение
Кр K (King) Король
Ф Q (Queen) Ферзь
Л R (Rook) Ладья
С B (Bishop) Слон
К N (kNight) Конь
п или ничего p (pawn) или ничего Пешка

Для записи ходов используются такие символы:

– (тире) Обозначение хода без взятия фигуры
x (крест или буква x ) Обозначение хода со взятием фигуры
0-0 , 0-0-0 Короткая рокировка, длинная рокировка
+ (плюс) Шах
# ( решетка) Мат
= (равно) Ничья
! , !! Хороший, очень хороший ход
? , ?? Плохой, очень плохой ход
!? Ход, заслуживающий внимания
?! Неоправданный, рискованный ход

Часто используется двоеточие : для взятия. Реже: для мата – крест x , для двойного шаха – двойной плюс ++ . Такая запись была принята в Советском Союзе и по-прежнему встречается.

Шахматная нотация бывает полной или краткой. Игрок, использующий полную нотацию, записывает каждый ход так:

  1. Номер хода.
  2. Поле, на котором стоит фигура перед совершением хода.
  3. Обозначение хода или взятия фигуры.

Запись партии с помощью полной нотации удобно вести столбиком. Подобным образом можно записать так:

  1. e2–e4 e7–e5
  2. Сf1-c4 Кb8-c6
  3. Фd1-h5?! Кg8-f6??
  4. Фh5×f7# (Фh5: f7#)

Игрок, использующий краткую нотацию, записывает ходы таким образом:

  1. Номер хода.
  2. Символ фигуры, которой ходит игрок.
  3. Обозначение взятия фигуры при необходимости.
  4. Поле, на которое пошла фигура.
  5. Знак шаха или мата при необходимости.

Тот же пример с детским матом теперь выглядит так:

1.e 4 e 5 2.Сc4 Кc6 3.Фh5?! Кf6?? 4.Ф×f7# (Ф:f7#)

Ходы чаще всего записываются в строку.

В краткой нотации шахматист не использует обозначение хода и не указывает поле, с которого был сделан ход. Поле может быть указано частично, если это требуется для уточнения. На приведенной диаграмме обе черные ладьи могут пойти на h 6. Запись хода ладьей h 7 будет выглядеть так: 1…Л7h 6. Ход ладьей h 2 следует записать: 1.Л5h 6. Здесь же стоит упомянуть, что … (многоточие) – это знак хода черных, когда ход белых не указывается. Также на диаграмме можно увидеть, что белые могут взять слона черных конями, расположенными на e 3 и b 4. Здесь шахматист должен обозначить удар конем e 3 как 1.Кexd 5 (Кe :d 5). Удар конем b 4 – 1.Кbxd 5 (Кb :d 5).

Шахматная нотация позволяет игрокам записывать позицию, которая уже существует на доске. Шахматист указывает символ фигуры и поле, на котором она находится. Положение короля записывается первым, затем указывается положение ферзя, ладей, слонов, коней и пешек.

Позиция белых фигур должна быть записана в первую очередь. Шахматист ведет запись от ферзевого фланга к королевскому. Например, белая ладья a 1 должна быть отмечена перед ладьей h 1, а пешки a 2 и c 2 перед пешками g 3 и h 4.

Таким образом, положение фигур на следующей диаграмме должно быть записано следующим образом:

Белые: Крf 1, Фe 2, Лa 1, пешки a 2, f 2, g 2, h 2.

Черные: Крg 8, Фf 6, Лf 8, пешки f 7, g 7, h 7.

В шахматной партии участвуют 6 видов фигур – король, ферзь, ладья, конь, слон, пешка. В распоряжении каждого игрока в начале партии 16 фигур: король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня, восемь пешек. Всего на доске 32 фигуры.
Начальная позиция фигур выглядит так:

Пешка

Пешка, единственная фигура, которая ходит только вперед, назад ходить не может. Номинальная стоимость пешки 1 очко.


В начальной позиции (белая – на 2-й горизонтали, черная – на 7-й) игрок может передвинуть пешку на одну или две клетки вперед. После первого хода пешку можно передвигать вперед только на одно поле за один ход. Бить фигуры противника пешка может на одно поле вперед по диагонали вправо и влево. Пешка бьет фигуры по одному правилу, а ходит по-другому. В этом ее отличие от других фигур.

Это проект для начинающих, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.

С пешкой связано два интересных правила в шахматах. Суть первого правила заключается в следующем. Пешка достигает последнюю горизонталь (8-ю для белых и 1-ю для черных) и превращается в любую фигуру, за исключением короля. Такое превращение является одним ходом, и следующий ход переходит к противнику.

Второе правило – взятие на проходе. При своем ходе пешка может побить пешку противника, если та перешла через битое поле.

На рис. 3 белая пешка сделала ход на два поля вперед. Черная пешка может побить белую и стать на битое поле, а не на поле, куда стала белая пешка, как случается при обычных взятиях. Выполнять взятие на проходе возможно только при очередном ходе, через ход это право теряется.

Конь

Конь ходит по необычной траектории, напоминающей букву «Г» – передвигается на 2 клетки вперед и одну клетку в сторону. Из всех фигур только конь может перепрыгивать через свои и чужие фигуры. Конь может атаковать любую фигуру противника, находясь в недосягаемости для них. При ударе конь занимает место сбитой фигуры. Номинальная стоимость коня 3 очка. Расположенный в центре доски, он имеет 8 доступных ходов, а в угловом поле – только два.

В реальной жизни «сделать ход конем» – значит выполнить какой-то необычный или хитрый шаг.

Слон

Слон – сильная, дальнобойная фигура. Номинальная стоимость слона составляет 3 очка, и по силе он примерно равен коню. Это сравнение несколько условное, так как в открытой позиции слон может оказаться сильнее коня, а в закрытой – конь часто бывает сильнее слона. Конь и слон относят в шахматах к «легким фигурам».

Слон ходит и наносит удары во все стороны по диагонали на любое число клеток, как показано на рисунке. Слона, который ходит по белым клеткам, называют белопольным, а по черным – чернопольным.

Ладья

Ладья, как и ферзь, считаются тяжелой фигурой. Ее номинальная стоимость 5 очков. Ладья ходит и бьет по вертикали и горизонтали на любое число клеток.

Специфический ход в шахматной партии – рокировка. Рокировка правильно выполняется так – короля передвигают на 2 клетки к ладье и ладью переставляют за короля. Рокировку можно делать при соблюдении следующих условий:

  • король и ладья, с которой происходит рокировка, до этого в игре не делали ходов;
  • на горизонтали между королем и ладьей отсутствуют другие фигуры;
  • король не находится под ударом фигуры противника;
  • поле, через которое передвигается король и поле, на которое он становится не находятся под ударами фигур противника.

Длинная рокировка выполняется в сторону ферзевого фланга, короткая – в сторону королевского.

Нельзя первой переставлять ладью. В шахматах существует правило: взялся – ходи. Если сначала передвинуть ладью к королю, противник имеет право потребовать считать ход завершенным, и рокировка не состоится. Рокировка – единственный ход в шахматах, когда один ход выполняют две фигуры.

Ферзь

Ферзь – сильнейшая фигура в шахматах, с номинальной стоимостью в 10 очков. Ферзь ходит во все стороны по вертикали, горизонтали и диагонали на любое число клеток доски. Ферзь – важная фигура. Он сильный и мобильный, эффективен в нападении и защите. Ферзя надо оберегать от ударов фигур противника. Потеря ферзя или размен его на фигуру меньшего достоинства оставляют мало шансов на победу.

Равноценно ферзя можно разменять на ферзя, две ладьи или три легкие фигуры противника. Бывают случаи, когда опытный шахматист специально отдает ферзя для достижения определенной цели в партии. Это называется «жертва». Начинающим любителям надо помнить, что ферзя надо хранить и использовать как самую сильную фигуру.

Король

Король – самая главная фигура в шахматах и не имеет номинальной стоимости. Партия проиграна, когда погибает король – получит мат. Короля нельзя держать под боем фигур противника. Ему нужна постоянная защита. Как и ферзь, король ходит и наносит удары по вертикали, горизонтали и диагонали, но только на одну клетку в любую сторону. Расположенный в середине доски, король держит под ударом 8 полей.

В конце партии, когда фигур на доске остается на порядок меньше, сила короля становится равной примерно силе легкой фигуры.

Шах – такое положение, когда король стоит под ударом фигуры противника. Короля нельзя оставлять под шахом. Необходимо уйти на другое поле, защититься своей фигурой или просто побить фигуру противника, объявившую шах.

На рис. 10 белый король может уйти от шаха, слон может прикрыть короля, ферзь может побить черную ладью.

Партия заканчивается, когда король получает мат. Это значит, что король находится под ударом (шахом) и уйти ему некуда – свободные поля находятся под ударом фигур противника.

Любопытная ситуация в игре – пат. Король не находится под шахом, но ходить ему некуда – все свободные поля находятся под ударом фигур противника. Другие фигуры тоже не имеют ходов.

В этом случае партия заканчивается вничью.

По принятой системе подсчета за победу насчитывается 1 очко, за ничью 0,5 очка, за поражение 0.

Некоторые фигуры имеют двойное название. До революции слона называли офицером, ладью – турой, ферзя – королевой. Среди шахматистов эти названия не имеют распространения, иногда их используют любители.