Cпециальные беговые упражнения в легкой атлетике (СБУ). Специальные беговые упражнения: что это и как их делать? Ору беговые упражнения

10.02.2024

Когда я была совсем неискушенным новичком, то думала, что СБУ - это весело: толпа взрослых людей смешно прыгает и делает другие странные телодвижения 🙂 Сама тоже участвовала - не совсем понимая, зачем и, главное, как выполнять эти забавные беговые упражнения. После нескольких тренировок с Володей и основательных правок техники СБУ в моем исполнении, мнение круто поменялось. Оказалось, что при правильном выполнении это совсем не легко, а такой крепатуры как после качественно отработанных беговых упражнений у меня не бывает даже после марафона.

Сегодня в блоге - полезный пост с еще более полезным (и красивым!) видео СБУ от Владимира Сталинского, тренера методики Smart Running и автора канала в YouTube для начинающих бегунов.

Большинство любителей бега уже знают, что есть какие-то СБУ, и что их надо делать, чтобы техника бега была лучше — вот такое впечатление, если кратко, витает в умах начинающих бегунов.

Что же такое специальные беговые упражнения? Это отличное от бега средство тренировки, которое, как ни странно, улучшает бег, то есть мы тренируемся бегать, не только бегая.

В чем фишка СБУ?

Упражнения для бегунов — средство тренировки не только техники бега, но и силовых качеств. Итак, СБУ положительно влияют на:

  • координацию движений
  • прямолинейность бега
  • "компактность" бега (препятствуют расхлябанности)
  • осанку, поведение рук, положение тела и головы, взгляд
  • дыхание
  • постановку стоп
  • производительность всех групп мышц ног
  • укрепление кора и спины
  • расслабленность во время бега
  • ритмичность бега

Это основные и общие плюсы СБУ. Из того или иного упражнения каждый бегун может взять что-то свое, в зависимости от правильности подбора необходимых упражнений, количества серий и длины отрезков и самое главное - места в тренировочном процессе среди других типов тренировок. Так что, максимальный эффект возможен только при работе с тренером.

В чем трудности выполнения беговых упражнений?

Делая СБУ, стоит понимать, что завтра ощутимого результата не будет — будет минимальный эффект, который придет благодаря силовому росту, а не техническому. Об основных трудностях выполнения я говорю в своих видео , но там они обобщены. Многие проблемы, связанные с отработкой упражнений, индивидуальны, то есть каждый по-своему интерпретирует СБУ, и выдает свой вариант выполнения, часто даже очень смешной 🙂

Основные ошибки при выполнении СБУ:

  • неправильная осанка
  • скованность движений
  • скованность дыхания
  • взгляд в пол
  • перенапряжение всего тела
  • постоянное напряжение, а не чередование расслабленности и напряжения

СБУ трудны еще и потому, что мы не видим себя со стороны во время выполнения, поэтому видеосъемка может существенно облегчить постановку задачи и показать реальную картину выполнения упражнений. Фото здесь менее полезно, чем видео.

Как выглядит тренировка?

Чаще всего СБУ делают блоками/сериями, но встречаются и круговые тренировки, где упражнения делают без разделения на серии. В основном, большинству бегунов достаточно использовать серии из тех упражнений, которые я снял на видео . Но часто бывает так, что некоторым нет необходимости делать какое-то упражнение и намного важнее делать другое. Здесь не обойтись без тренера или без очень детального самоанализа.

Между упражнениями можно идти пешком, более подготовленным — трусить, так же — и между сериями.

Отдельного внимания заслуживают беговые упражнения в горку . Это намного труднее, но и эффективнее, только здесь дозированность и четкость постановки задачи еще важнее.

Также существуют типы тренировок, когда бегун выполняет одно или два упражнения, но в определенных условиях, и определенное количество раз. Так поступают, когда тренер уже хорошо знает бегуна и понимает, что именно нужно привнести в его бег благодаря тому или иному упражнению.

А теперь — приступим. Чтобы посмотреть видео, кликните по картинке или на названии упражнения.

1. Вступление

Первое видео было вступительным, в нем я ввожу зрителей в курс дела.



2. Захлест голени

Во втором ролике я начинаю с самого простого СБУ.



3. Бег с высоким подниманием бедра

К концу этого упражнения обычно возникает желание не поднимать бедро высоко, и быстрее добраться до конца отрезка, в этот момент надо следить за дыханием и частотой, это поможет вернуться к размеренности выполнения.

После бега с высоким подниманием бедра обычно выполняются ножницы, но мне показалось, что это упражнение не слишком важно для начинающих бегунов, и я его вообще не включил в эту серию, поэтому дальше - прыжки на стопах, или как его еще называют - на прямых ногах.

4. Выпрыгивания на каждой стопе



5. Выпрыгивания на одной ноге с разбега

Не знаю почему, но следующее упражнение одно из моих любимых. Я называю его бег с лукошком 🙂 Потому что в упрощенном варианте оно выглядит как прогулка по лесу с лукошком. И еще люблю его за возможность парить и чувствовать фазу полета.



6. Выпрыгивания стопами с поочередным выносом бедра

Шестое упражнение - самое веселое. Чем-то похоже на танец.


Чаще всего выполняется абы-как, пробегается даже, но тут стоит задуматься, зачем вы вообще скачете и мучаетесь над этими упражнениями, и понять, что они помогают, если делать их правильно, а значит - требуют качественного подхода.

7. Бег с высоким подниманием бедра — version 2

Это более ритмичное упражнение, чем #3, что доставляет много проблем новичкам.



8. Олений бег

Одно из самых красивых беговых упражнений. Позволяет классно отработать выталкивание и работу всех групп мышц при отталкивании во время бега.

9. Выпады

Одно из заключительных и одно из самых спокойных в выполнении упражнений. Оно многое говорит о бегуне: торопится он или нет, насколько напряжен и скован в беге.



10. Прыжки на одной ноге

Упражнение, которое знают все, ведь еще в школе, на физкультуре, мы скакали на каждой ноге. Помните?


У этих прыжков есть более "извращенная" версия, известная как "блоха" - это когда толчковая нога уходит под ягодицу для более сильного нового скачка. Но блоху делать намного труднее, чем просто прыгать на каждой ноге.

Так выглядят основные упражнения и так выглядит серия видео которую я пока закрываю, но возможно, в дальнейшем, она будет продолжена новыми роликами.

Стоит также сказать, что названий у каждого СБУ уже миллионы, не стоит заострять на этом внимание. Скорее всего, какое-то из них уже знакомо вам под другим именем, ну и пусть 🙂

Что будет, если делать беговые упражнения неправильно

А вот это не менее интересно чем то, что будет, если делать СБУ правильно 🙂 Во время неправильного выполнения заучиваются ошибки и переносятся в бег, причем тут эффект заучивания намного сильнее и привыкание к неправильному выполнению происходит быстрее. Так что выполнять все упражнения надо четко, не спеша, с пониманием происходящего, контролируя свои движения. Именно поэтому хотя бы в начале своего пути бегунам рекомендуется заниматься с тренером, а лучше - все время.

Пользуясь случаем, хотел написать, что на моем канале есть видео не только о СБУ, но и много советов для начинающих бегунов и других видео о беге. Заходите, подписывайтесь, буду рад.

Хотите получать обновления блога на почту? .

1. Бег с высоким поднимание бедра. Упражнение выполняется на пе-редней части стопы, бедро маховой ноги поднимается до угла 90 градусов, туловище слегка наклонено вперёд, руки согнуты в локтевых суставах и работают как при беге. Упражнение выполняется с максимальной частотой

и с минимальным продвижением вперёд.

2. Бег с захлёстом голени. Упражнение выполняется на передней части стопы, ноги сгибаются в коленных суставах, пятки касаются ягодиц. Колено направлено вертикально вниз, бедро не работает, туловище слегка

наклонено вперёд, руки согнуты в локтевых суставах и работают как пр и беге. Упражнение выполняется с максимальной частотой и с минимальным продвижением вперёд.

3.Выпрыгивания. Упражнение выполняется перекатом с пятки на носок, бедро маховой ноги поднимается до угла 90 градусов, толчковая но-га прямая. Туловище прямо, руки выполняют одновременное подныри-вающее движение снизу вверх. Упражнение выполняется с минимальным продвижением вперёд. Движение направлено вверх-вперёд.

4. Прыжки с ноги на ногу. Упражнение выполняется на передней части стопы, либо на всей стопе. Бедро маховой ноги поднимается до угла 90 градусов, толчковая нога прямая. Туловище слегка наклонено вперёд, руки согнуты в локтевых суставах и работают как при беге, но с большей амплитудой. Движение направлено вперёд-вверх.

5. Скрестный бег. Упражнение выполняется правым и левым боком, на передней части стопы. При выполнении правым боком, правая нога де-лает приставной шаг вправо, а левая нога выполняет движения по дуге впереди и позади неё. Туловище прямо, руки точно в стороны, взгляд на-правлен перед собой. Упражнение выполняется за счёт активного скручи-вая тазом.

6.Ускорение. Выполняется с высокого старта на передней части сто-пы, либо на всей стопе. За счёт активной работы рук и ног. С постепенным выпрямлением туловища (примерно на седьмом шаге). Необходимо сле-дить за плавным, без рывков, набором скорости и за свободным бегом по дистанции.

систем; и т. д.).

Инвентарь:

Часть Организационно-
Содержание Дозировка методические указания
урока
(ОМУ)
1. Построение. 1 минута Построение в одну шеренгу
2. Сообщение задач урока
3. Разминочный бег. 1 минута Бежать в медленном темпе
400 м
(ОРУ)
(15–20 упражнений)
минут Порядок описания ОРУ:
1.
чинается движение.
2.
-15
присед и т. д.).
3.
урока
и т. д.).
4. Конечное положение.
часть Пример
6–8 раз Наклоны ниже, ноги не
Подготовительная
1. – наклон к правой ноге сгибать, упражнение
2. – наклон вперед-вниз выполнять в среднем
3. – наклон к левой ноге темпе, почувствовать
4. – наклон назад натяжение мышц задней
поверхности бедра.
(СБУ)
Пример
Выпрыгивания. Упражнение выполня- 2 х 40 Упражнение выполняется
метров с минимальным продви-
жением вперёд.
Движение направлено
вверх-вперёд.
вверх.

Приложение 4 Проводящий: Ф.И.О.

План-конспект подготовительной части урока по легкой атлетике

Задачи: 1) Образовательная (Обучение технике избранного вида лёгкой атлетике)

2) Воспитательная (Воспитание двигательных или морально-волевых качеств)

3) Оздоровительная (Укрепление серд-сосуд, дыхательной или костно-мыш.

систем; и т. д.).

Дата проведения: 09.09.2009 г. (Указать дату занятия, к которому составлен план-конспект) Место проведения:

Инвентарь:

Часть Организационно-
Содержание Дозировка методические указания
урока
(ОМУ)
1. Построение. 1 минута Построение в одну шеренгу
2. Сообщение задач урока
3. Разминочный бег. 1 минута Бежать в медленном темпе
400 м
Комплекс общеразвивающих упражнений
(ОРУ)
(15–20 упражнений)
минут Порядок описания ОРУ:
1. Исходное положение, из которого на-
чинается движение.
2. Название движения (наклон, поворот,
-15
присед и т. д.).
3. Направление движения (вправо, назад
урока
и т. д.).
4. Конечное положение.
часть Пример
И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 6–8 раз Наклоны ниже, ноги не
Подготовительная
1. – наклон к правой ноге сгибать, упражнение
2. – наклон вперед-вниз выполнять в среднем
3. – наклон к левой ноге темпе, почувствовать
4. – наклон назад натяжение мышц задней
поверхности бедра.
Специальные беговые упражнения
(СБУ)
Пример
Выпрыгивания. Упражнение выполня- 2 х 40 Упражнение выполняется
ется перекатом с пятки на носок, бедро метров с минимальным продви-
маховой ноги поднимается до угла 90 жением вперёд.
градусов, толчковая нога прямая. Туло- Движение направлено
вище прямо, руки выполняют одновре- вверх-вперёд.
менное подныривающее движение снизу
вверх.

Приложение 5

Проводящий: Ф.И.О.

систем; и т. д.).

Место проведения: Инвентарь :

Часть Организационно-
Содержание Дозировка методические
урока
указания
(ОМУ)
Подготовительная часть 12-15 мин. См. выше приложение 2.
Основная часть 20–25 мин. Либо Методические указа-
Обучить элементу техники кол-во ния, наиболее часто
повторений, встречающиеся
либо кол-во ошибки, способы их
времени. исправления.
часть Заминочный бег 400 м Восстановить дыха-
ние, привести орга-
Заключительная 3–5 мин. Подведение итогов занятия. 1мин низм к до рабочему
уровню.
Домашнее задание. 1мин Построение в одну
шеренгу.
Задание на дом
(практическое или
теоретическое)

Приложение 5

Проводящий: Ф.И.О.

План-конспект урока по легкой атлетике Тема:……………………………………………………………………………….

Задачи: 1) Образовательная (Обучение технике избранного вида лёгкой атлетике)

2) Воспитательная (Воспитание двигательных или морально-волевых ка-честв)

3) Оздоровительная (Укрепление серд-сосуд, дыхательной или костно-мыш.

систем; и т. д.).

Дата проведения: 09. 09. 2009 г. (Указать дату занятия,к которому состав-лен план-конспект)

Место проведения: Инвентарь :

Часть Организационно-
Содержание Дозировка методические
урока
указания
(ОМУ)
Подготовительная часть 12-15 мин. См. выше приложение 2.
Основная часть 20–25 мин. Либо Методические указа-
Обучить элементу техники кол-во ния, наиболее часто
повторений, встречающиеся
какого-либо вида легкой атлетики
либо кол-во ошибки, способы их
времени. исправления.
часть Заминочный бег 400 м Восстановить дыха-
ние, привести орга-
Заключительная 3–5 мин. Подведение итогов занятия. 1мин низм к до рабочему
уровню.
Домашнее задание. 1мин Построение в одну
шеренгу.
Задание на дом
(практическое или
теоретическое)
Приложение 6
МУЖЧИНЫ
Дисциплина Рекорд Спортсмен Страна
100 м 9,58 с Усэйн Болт Ямайка
200 м 19,19 с Усэйн Болт Ямайка
400 м 43,18 с Майкл Джонсон США
800 м 1:41,01 Давид Рудиша Кения
1 000 м 2:11,96 Ноа Нгени Кения
1 500 м 3:26,00 Хишам Эль-Герруж Марокко
1 миля (1609 м) 3:43,13 Хишам Эль-Герруж Марокко
2 000 м 4:44,79 Хишам Эль-Герруж Марокко
3 000 м 7:20,67 Даниель Комен Кения
5 000 м 12:37,35 Кенениса Бекеле Эфиопия
10 000 м 26:17,53 Кенениса Бекеле Эфиопия
10 км (шоссе) 26:44 Леонард Комон Кения
15 км (шоссе) 41:29 Феликс Лимо Кения
20 000 м 56:26,0 Хайле Гебреселассие Эфиопия
20 км (шоссе) 55:21 Жерсенаю Тадеуш Эритрея
Полумарафон 58:23 Жерсенаю Тадеуш Эритрея
Часовой бег 21,285 км Хайле Гебреселассие Эфиопия
25 000 м 1:13:55,8 Тосихико Сэко Япония
25 км (шоссе) 1:11:37 Хайле Гебреселассие Эфиопия
30 000 м 1:29:18.8 Тосихико Сэко Япония
30 км (шоссе) 1:27:49 Хайле Гебреселассие Эфиопия
Марафон 2:03:59 Хайле Гебреселассие Эфиопия
100 км (шоссе) 6:13:33 Такахиро Сунада Япония
3000 м с препятствиями 7:53,63 Саиф Саед Шахин Катар
110 м с барьерами 12,87 с Дайрон Роблес Куба
400 м с барьерами 46,78 с Кевин Янг США
Прыжок в высоту 2,45 м Хавьер Сотомайор Куба
Прыжок с шестом 6,14 м Сергей Бубка Украина
Прыжок в длину 8,95 м Майк Пауэлл США
Тройной прыжок 18,29 м Джонатан Эдвардс Великобритания
Толкание ядра 23,12 м Рэнди Барнс США
Метание диска 74,08 м Юрген Шульт ГДР
Метание молота 86,74 м Юрий Седых СССР
Метание копья 98,48 м Ян Железный Чехия
(по старым правилам) 104,80 м Уве Хон ГДР
Десятиборье 9026 очков Роман Шебрле Чехия
Ходьба на 20 км (шоссе) 1:16:43 Сергей Морозов Россия
Ходьба на 50 км (шоссе) 3:34:14 Денис Нижегородов Россия
Эстафета 4 х 100 м 37,10 Ямайка
Эстафета 4 х 400 м 2:54,29 США
Приложение 6
Рекорды мира в лёгкой атлетике у мужчин на 1.01.2011
МУЖЧИНЫ
Дисциплина Рекорд Спортсмен Страна
100 м 9,58 с Усэйн Болт Ямайка
200 м 19,19 с Усэйн Болт Ямайка
400 м 43,18 с Майкл Джонсон США
800 м 1:41,01 Давид Рудиша Кения
1 000 м 2:11,96 Ноа Нгени Кения
1 500 м 3:26,00 Хишам Эль-Герруж Марокко
1 миля (1609 м) 3:43,13 Хишам Эль-Герруж Марокко
2 000 м 4:44,79 Хишам Эль-Герруж Марокко
3 000 м 7:20,67 Даниель Комен Кения
5 000 м 12:37,35 Кенениса Бекеле Эфиопия
10 000 м 26:17,53 Кенениса Бекеле Эфиопия
10 км (шоссе) 26:44 Леонард Комон Кения
15 км (шоссе) 41:29 Феликс Лимо Кения
20 000 м 56:26,0 Хайле Гебреселассие Эфиопия
20 км (шоссе) 55:21 Жерсенаю Тадеуш Эритрея
Полумарафон 58:23 Жерсенаю Тадеуш Эритрея
Часовой бег 21,285 км Хайле Гебреселассие Эфиопия
25 000 м 1:13:55,8 Тосихико Сэко Япония
25 км (шоссе) 1:11:37 Хайле Гебреселассие Эфиопия
30 000 м 1:29:18.8 Тосихико Сэко Япония
30 км (шоссе) 1:27:49 Хайле Гебреселассие Эфиопия
Марафон 2:03:59 Хайле Гебреселассие Эфиопия
100 км (шоссе) 6:13:33 Такахиро Сунада Япония
3000 м с препятствиями 7:53,63 Саиф Саед Шахин Катар
110 м с барьерами 12,87 с Дайрон Роблес Куба
400 м с барьерами 46,78 с Кевин Янг США
Прыжок в высоту 2,45 м Хавьер Сотомайор Куба
Прыжок с шестом 6,14 м Сергей Бубка Украина
Прыжок в длину 8,95 м Майк Пауэлл США
Тройной прыжок 18,29 м Джонатан Эдвардс Великобритания
Толкание ядра 23,12 м Рэнди Барнс США
Метание диска 74,08 м Юрген Шульт ГДР
Метание молота 86,74 м Юрий Седых СССР
Метание копья 98,48 м Ян Железный Чехия
(по старым правилам) 104,80 м Уве Хон ГДР
Десятиборье 9026 очков Роман Шебрле Чехия

10,64 с (100 м), 8,11 м (прыжок в длину), 15,33 м (толкание ядра), 2,12 м (прыжок в высоту), 47,79 с (400 м), 13,92 с (110 м с барьерами), 47,92 м (метание диска), 4,80 м (прыжок с шестом), 70,16 м (метание копья), 4:21,98 (1500 м)

Ходьба на 20 км (шоссе) 1:16:43 Сергей Морозов Россия
Ходьба на 50 км (шоссе) 3:34:14 Денис Нижегородов Россия
Эстафета 4 х 100 м 37,10 Ямайка
Эстафета 4 х 400 м 2:54,29 США
Приложение 7
Рекорды мира в лёгкой атлетике у женщин на 1.01.2011
ЖЕНЩИНЫ
Дисциплина Рекорд Спортсмен Страна
100 м 10,49 с Флоренс Гриффит-Джойнер США
200 м 21,34 с Флоренс Гриффит-Джойнер США
400 м 47,60 с Марита Кох ГДР
800 м 1:53,28 Ярмила Кратохвилова Чехословакия
1 000 м 2:28,98 Светлана Мастеркова Россия
1 500 м 3:50,46 Цюй Юнься Китай
1 миля (1609 м) 4:12,56 Светлана Мастеркова Россия
2 000 м 5:25,36 Соня О’Салливан Ирландия
3 000 м 8:06,11 Ван Цзюнься Китай
5 000 м 14:11,15 Тирунеш Дибаба Эфиопия
10 000 м 29:31,78 Ван Цзюнься Китай
10 км (шоссе) 30:21 Пола Рэдклиф Великобритания
15 км (шоссе) 46:29 Тирунеш Дибаба Эфиопия
20 000 м 1:05:26,6 Тегла Лорупе Кения
20 км (шоссе) 1:02:57 Лорна Киплагат Нидерланды
Полумарафон 1:06:25 Лорна Киплагат Нидерланды
Часовой бег 18,517 км Дирарту Туне Эфиопия
25 000 м 1:27:05,9 Тегла Лорупе Кения
25 км (шоссе) 1:22:13 Мидзуки Ногути Япония
30 000 м 1:45:50,0 Тегла Лорупе Кения
30 км (шоссе) 1:38:49 Мидзуки Ногути Япония
Марафон 2:15:25 Пола Рэдклиф Великобритания
100 км (шоссе) 6:33:11 Томое Абе Япония
3000 м с препятствиями 8:58,81 Гульнара Самитова- Россия
Галкина
110 м с барьерами 12,21 с Йорданка Донкова Болгария
400 м с барьерами 52,34 с Юлия Печёнкина Россия
Прыжок в высоту 2,09 м Стефка Костадинова Болгария
Прыжок с шестом 5,06 м Елена Исинбаева Россия
Прыжок в длину 7,52 м Галина Чистякова СССР
Тройной прыжок 15,50 м Инесса Кравец Украина
Толкание ядра 22,63 м Наталья Лисовская СССР
Метание диска 76,80 Габриеле Райнш ГДР
Метание молота 78,30 м Анита Влодарчик Польша
Метание копья 72,28 м Барбора Шпотакова Чехия
(по старым правилам) 80,00 м Петра Фельке ГДР
Семиборье 7291 очко Джекки Джойнер-Керси США
12,69 с (100 м с барьерами), 1,86 м (прыжок в высоту), 15,80 м (толкание ядра),
22,56 с (200 м), 7,27 м (прыжок в длину), 45,66 м (метание копья), 2:08,51 (800 м)
Ходьба на 20 км 1:25:41 Олимпиада Иванова Россия
(шоссе)
Эстафета 4 х 100 м 41,37 ГДР
Эстафета 4 х 400 м 3:15,17 СССР

Задача № 1. Создать правильное представление о технике семенящего бега (СБ). Настроить занимающихся на активное и сознательное изучение техники данного упражнения.

Средства:

1. Сообщение сведений, где, с какой целью применяется специально-беговое упражнение СБ.

2. Рассказ о технике и основных требованиях к правильному выполнению упражнения в целом.

3. Показ упражнения в полной координации преподавателем или наиболее подготовленным учеником в полной координации и с акцентом на различные детали техники.

4. Опробование.

Методические указания:

а) СБ – это СБУ, которое используется для становления Рис. 2

техники бега, формирования беговой осанки и исправления ошибок. Без правильного овладения техникой СБ не рекомендуется приступать к обучению остальным СБУ;

б) СБ способствует формированию свободного, лёгкого и раскрепощённого

в) СБ учит правильной постановке стопы при отталкивании, умению «включаться» и расслабляться во время бега, а также способствует укреплению мышц стопы и ног (рис. 2);

г) после опробования дать общую оценку выполнения упражнения. Выделить 1–3 главные ошибки и обратить внимание на причины их возникновения.

Основные ошибки и приёмы их исправления:

– во время выполнения упражнения колени «остаются сзади», а не «выскакивают» перед собой, значит, учащийся не владеет свободной и расслабленной постановкой ноги на грунт и не умеет быстро отскочить за счёт активной работы стопы;

– «вялая» стопа, следовательно, постановка стопы на грунт будет неактивная и бег получится на «полусогнутых» ногах или наоборот; «жёсткая» постановка стопы на грунт из-за неумения мягкой работы стопы, как пружинка или мячик.

Двигательные установки к выполнению:

а) выполняется на высокой «упругой» стопе;

б) стопы ставятся по одной прямой, прямо «под себя»;

в) туловище слегка наклонено вперёд, до 85 градусов;

г) голова держится прямо так, чтобы она была продолжением линии туловища;

д) подбородок слегка приподнят, мышцы лица и шеи не напряжены;

е) плечевой пояс расслаблен, руки опущены вниз;

ж) в момент приземления толчковая нога полностью выпрямлена во всех суставах, бедро маховой свободно поднимается вверх, но не до горизонтали;

з) отталкивание активное, энергичное. Старайтесь выполнять упражнение так, словно дорожка под вами «раскалена»;

и) учитесь выполнять СБ свободно и непринуждённо, с мягкой и быстрой постановкой стоп.

Задача № 2. Учить правильной осанке и работе стоп.

Средства:

1. Исходное положение (И. п.) – основная стойка (о. с.) (туловище прямое, ноги вместе, руки опущены вниз).

Перенести тяжесть тела вперёд. Момент, когда вы начнёте терять равновесие и вынуждены будете сделать шаг вперёд, и будет и. п., необходимым для бега и обучения СБ (рис. 1).

2. И.п. – стоя боком у опоры (гимнастическая стенка) на передней части стопы, руки на уровне пояса или груди.

Выполнить быстрые покачивания на носках с широкой амплитудой только за счёт работы стопы.

3. То же на «прочувствование» расслабленного плечевого пояса с подниманием и опусканием плеч.

При подъёме на стопе – плечи вверх; при опускании – плечи вниз.

4. То же с разноимённой работой стоп (попеременно правой и левой).

Методическое указание:

Все упражнения выполнять с учётом двигательных установок задачи № 1. Рис. 3

Задача № 3. Учить правильной работе ног.

Средства:

1. И.п. – стоя левым боком у опоры, левая рука на уровне пояса, правая согнутая нога слегка приподнята (рис. 3).

Выполнить «сбегание» с левой за счёт быстрого отскока от грунта.

2. То же правым боком.

3. В ходьбе с незначительным продвижением (на 0,5 стопы) вперёд 10–15 метров за счёт активной работы стоп («пантомимный шаг»).

При опускании на пятку нога выпрямляется в коленном суставе, при подъёме на носок свободно сгибается. Выполнять в среднем темпе.

4. То же в медленном беге с акцентом на правильные движения ног и активный подъём на стопе.

5. «Сбегание» с лестничного пролёта для «прочувствования» работы ног, когда колени «выскакивают» перед собой. Обратно подниматься быстрыми подскоками вверх.

Методические указания:

а) при выполнении следить за тем, чтобы положение туловища и головы соответствовало правильной беговой осанке;

б) в упражнении № 1 обратить внимание на то, как нога свободно «падает» вниз и за счёт быстрого отскока поднимается вверх, но не до горизонтали. Опорная нога находится на передней части стопы и выпрямлена в коленном суставе;

в) при «сбегании» вниз с лестничного пролёта стопа почти «выключена», нога расслабленно «падает» вниз. Подъём вверх осуществляется за счёт активной работы стопы, когда бедро маховой ноги выводится вперёд-вверх.

Задача № 4. Учить технике СБ в полной координации.

Средства:

1. СБ с незначительным продвижением вперёд и с переходом в свободный бег до 20–30 метров.

2. То же с увеличением темпа выполнения упражнения и с переходом в ускорение и свободный бег.

3. То же с увеличением частоты шагов (ритма движения) и с переходом в ускорение и свободный бег.

Задача № 5. Закрепить и совершенствовать технику СБ.

Средства:

1. СБ с выполнением 2–3 переходов к свободному бегу.

2. СБ с изменением темпа и ритма выполнения упражнения, чередуя 5–10 движений быстро, 5–10 движений медленно и в последующем с переходом в свободный бег.

3. СБ с максимально быстрой работой ног с переходом в ускорение и в свободный бег.

Методические указания к задачам № 4 и 5:

а) напоминать основные требования к беговой осанке;

б) при выполнении всех упражнений заострять внимание на правильной «посадке», т.е. на положении туловища во время бега;

в) обращать внимание на умение расслаблять неработающие мышцы, когда нога «падает» вниз, и быстро включать их при постановке ноги на грунт;

г) при переходе на бег необходимо сохранять темп и ритм выполнения упражнения;

д) переход на бег осуществляется за счёт увеличения амплитуды движения бёдер и выпуска голени «загребающим» движением «под себя»;

е) следить за параллельной постановкой стоп на грунт без разворота носков в стороны;

ж) избегать боковых и вертикальных раскачиваний туловища и плеч;

з) дать установку на «тяжёлые» плечи, учиться «опускать» их, не раскачивать и оставлять расслабленными руки.

Задача № 6. Оценить технику СБ. Развивать специальные физические качества.

Средства и методические указания:

1. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств и быстроты. Применяются в любой части урока. Можно организовать их выполнение в соревновательной и игровой формах.

2. Упражнения координационной направленности. Более приемлемы в конце подготовительной или в начале основной части урока, когда организм уже подготовлен к работе, но ещё не наступило утомление.

3. Упражнения для укрепления мышц стопы и ног. Могут быть использованы во второй половине основной части урока с увеличением нагрузки.

МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА №2:

Как улучшить механику и перейти к естественной технике бега? Я отвечу на этот вопрос в данной главе и расскажу, как выполнять , а в следующей предложу вашему вниманию комплекс упражнений и восьминедельный тренировочный план, которые помогут вам превратиться в более здорового и рационального бегуна.

Это будет проще, чем вы думаете, хотя и потребует определенного времени. Но, однажды сделав нужные изменения, вы будете потом пожинать их плоды всю жизнь. Специальные беговые упражнения выделяют специфические аспекты правильной техники бега и тренируют их.

Группа 3

1. Прыжковые упражнения.

Несмотря на то что трудно дать количественную оценку технике естественного бега, каждый бегун может и должен регулярно работать над улучшением техники бега, основываясь на различных элементах естественного бега. Это не только повысит его эффективность, но и понизит порог усталости, позволит быстрее восстанавливаться после тяжелых тренировок и соревнований.

Во время первых двух недель перехода к естественному бегу я рекомендую бегать на естественных поверхностях разутыми не более 5-10 минут за тренировку.

Наибольшую пользу принесет бег в легкой обуви с гибкой подошвой и малым углом наклона от пятки к носку (от 0 до 5 мм), которая позволяет чувствовать поверхность и взаимодействовать с ней, поддерживая связь «ступня-мозг-тело». Если вы бегаете в традиционных кроссовках, постепенно переходите к более легкой обуви, которая позволит чувствовать поверхность, еще до того, как начнете бегать босиком. Говоря «переходите постепенно», я имею в виду, что поменять саму обувь следует немедленно, но для начала бегать в ней на небольшие расстояния. При этом переход на новую обувь должен быть окончательным и бесповоротным: шараханье от прежних кроссовок к новым и обратно только увеличит продолжительность перехода и продлит жизнь плохим привычкам.

Один из краеугольных камней бегового мастерства - это . Чтобы ее поставить, так называемых «педагогических методов» (это когда тренер постоянно кричит – выше, выше ногу, не падай вперед, плечи держи и т.д.) совершенно недостаточно. Но никто из настоящих тренеров на них и не опирается в своей работе. Для этого существует огромный арсенал специальных беговых упражнений. Именно с них начинают свой путь юные спортсмены в секциях бега во всем мире. Дэвид Рудиша, Крис Солински, Кен Бекеле и Юрий Борзаковский - все эти герои бега прошли через школу спецупражнений и до сих пор делают их и на своем, заоблачном уровне беговой подготовки.

Я выбрал несколько упражнений, которые помогают сформировать правильную постановку корпуса в беге и, главное, ощутить знаменитое «попадание в себя», которое дает эффективное продвижение и, в конечном итоге, чувство полета в беге.

Эти же упражнения широко используются топовыми лыжниками для улучшения техники, прежде всего, классического хода. Для лыжников вопрос переноса усилия отталкивания в эффективное продвижение даже еще более актуален, чем для бегунов. А положение таза и расположение плеч относительно центра тяжести для лыжников является ключевым моментом техники обоих ходов. Ошибку «проваливания» в отталкивании очень сложно исправить. Но беговые упражнения могут в этом здорово помочь.

Именно поэтому я и пригласил своих друзей из знакомой лыжной секции, чтобы они продемонстровали специальные беговые упражнения. Эти видео будут полезны и для бегунов, и для лыжников.

Беговые спецупражнения можно делать в качестве разминки перед быстрыми тренировками (работой на отрезках, темповиках и т.д.), а также и как развивающую тренировку. В разминке длина отрезка, на котором вы делает упражнение - 30-60м. В развивающей тренировке - стремимся дойти до 100м. Это можно делать после легких кроссов. После обязательно замяться!

Вышагивание

Комментарии: Это своеобразный "тюнинг", настройка мышц на весь комплекс. Тело держим под прямым углом к земле, плечи опущены. Смотрим вперед, подняв подбородок и двигаемся прямолинейно вперед. Не надо садиться очень глубоко в выпаде, старайтесь не уходить далеко от "рабочих" углов ног в беге или лыжных гонках. Вам должно быть не сложно подняться из выпада, чтобы не ломалось положение тела. В разминке делаем метров 30, в развивающей тренировке стремимся к 100м.

Высокое поднимание бедра

Комментарии: Тело держим под прямым углом к земле, плечи опущены. Смотрим вперед, подняв подбородок и двигаемся прямолинейно вперед. Расслабляем лицевые мышцы: напряжение в лице сразу передается плечевому поясу! Золотое правило бега - расслабленное лицо. Именно в беговых упражнениях это можно эффективно отрабатывать. Не разводим колени. Двигаемся вперед медленно, на 1/4 стопы за шаг. Палки помогают держать плечи развернутыми и корпус прямым.

Выпрыгивание

Комментарии: Упражнение надо делать четко, но весьма расслабленно, "посвистывая на ходу". Руками работаем прямолинейно, это очень важно. Держим прогиб в пояснице, отработанный в предыдущих упражнениях. Посылаем усилие вверх, чувствуя как вектор отталкивания ноги упирается точно в крестец.

Шаг-вбегание