Когда я была совсем неискушенным новичком, то думала, что СБУ - это весело: толпа взрослых людей смешно прыгает и делает другие странные телодвижения 🙂 Сама тоже участвовала - не совсем понимая, зачем и, главное, как выполнять эти забавные беговые упражнения. После нескольких тренировок с Володей и основательных правок техники СБУ в моем исполнении, мнение круто поменялось. Оказалось, что при правильном выполнении это совсем не легко, а такой крепатуры как после качественно отработанных беговых упражнений у меня не бывает даже после марафона.
Сегодня в блоге - полезный пост с еще более полезным (и красивым!) видео СБУ от Владимира Сталинского, тренера методики Smart Running и автора канала в YouTube для начинающих бегунов.
Большинство любителей бега уже знают, что есть какие-то СБУ, и что их надо делать, чтобы техника бега была лучше — вот такое впечатление, если кратко, витает в умах начинающих бегунов.
Что же такое специальные беговые упражнения? Это отличное от бега средство тренировки, которое, как ни странно, улучшает бег, то есть мы тренируемся бегать, не только бегая.
Упражнения для бегунов — средство тренировки не только техники бега, но и силовых качеств. Итак, СБУ положительно влияют на:
Это основные и общие плюсы СБУ. Из того или иного упражнения каждый бегун может взять что-то свое, в зависимости от правильности подбора необходимых упражнений, количества серий и длины отрезков и самое главное - места в тренировочном процессе среди других типов тренировок. Так что, максимальный эффект возможен только при работе с тренером.
Делая СБУ, стоит понимать, что завтра ощутимого результата не будет — будет минимальный эффект, который придет благодаря силовому росту, а не техническому. Об основных трудностях выполнения я говорю в своих видео , но там они обобщены. Многие проблемы, связанные с отработкой упражнений, индивидуальны, то есть каждый по-своему интерпретирует СБУ, и выдает свой вариант выполнения, часто даже очень смешной 🙂
СБУ трудны еще и потому, что мы не видим себя со стороны во время выполнения, поэтому видеосъемка может существенно облегчить постановку задачи и показать реальную картину выполнения упражнений. Фото здесь менее полезно, чем видео.
Чаще всего СБУ делают блоками/сериями, но встречаются и круговые тренировки, где упражнения делают без разделения на серии. В основном, большинству бегунов достаточно использовать серии из тех упражнений, которые я снял на видео . Но часто бывает так, что некоторым нет необходимости делать какое-то упражнение и намного важнее делать другое. Здесь не обойтись без тренера или без очень детального самоанализа.
Между упражнениями можно идти пешком, более подготовленным — трусить, так же — и между сериями.
Отдельного внимания заслуживают беговые упражнения в горку . Это намного труднее, но и эффективнее, только здесь дозированность и четкость постановки задачи еще важнее.
Также существуют типы тренировок, когда бегун выполняет одно или два упражнения, но в определенных условиях, и определенное количество раз. Так поступают, когда тренер уже хорошо знает бегуна и понимает, что именно нужно привнести в его бег благодаря тому или иному упражнению.
А теперь — приступим. Чтобы посмотреть видео, кликните по картинке или на названии упражнения.
Первое видео было вступительным, в нем я ввожу зрителей в курс дела.
Во втором ролике я начинаю с самого простого СБУ.
К концу этого упражнения обычно возникает желание не поднимать бедро высоко, и быстрее добраться до конца отрезка, в этот момент надо следить за дыханием и частотой, это поможет вернуться к размеренности выполнения.
После бега с высоким подниманием бедра обычно выполняются ножницы, но мне показалось, что это упражнение не слишком важно для начинающих бегунов, и я его вообще не включил в эту серию, поэтому дальше - прыжки на стопах, или как его еще называют - на прямых ногах.
Не знаю почему, но следующее упражнение одно из моих любимых. Я называю его бег с лукошком 🙂 Потому что в упрощенном варианте оно выглядит как прогулка по лесу с лукошком. И еще люблю его за возможность парить и чувствовать фазу полета.
Шестое упражнение - самое веселое. Чем-то похоже на танец.
Чаще всего выполняется абы-как, пробегается даже, но тут стоит задуматься, зачем вы вообще скачете и мучаетесь над этими упражнениями, и понять, что они помогают, если делать их правильно, а значит - требуют качественного подхода.
Это более ритмичное упражнение, чем #3, что доставляет много проблем новичкам.
Одно из самых красивых беговых упражнений. Позволяет классно отработать выталкивание и работу всех групп мышц при отталкивании во время бега.
Одно из заключительных и одно из самых спокойных в выполнении упражнений. Оно многое говорит о бегуне: торопится он или нет, насколько напряжен и скован в беге.
Упражнение, которое знают все, ведь еще в школе, на физкультуре, мы скакали на каждой ноге. Помните?
У этих прыжков есть более "извращенная" версия, известная как "блоха" - это когда толчковая нога уходит под ягодицу для более сильного нового скачка. Но блоху делать намного труднее, чем просто прыгать на каждой ноге.
Так выглядят основные упражнения и так выглядит серия видео которую я пока закрываю, но возможно, в дальнейшем, она будет продолжена новыми роликами.
Стоит также сказать, что названий у каждого СБУ уже миллионы, не стоит заострять на этом внимание. Скорее всего, какое-то из них уже знакомо вам под другим именем, ну и пусть 🙂
А вот это не менее интересно чем то, что будет, если делать СБУ правильно 🙂 Во время неправильного выполнения заучиваются ошибки и переносятся в бег, причем тут эффект заучивания намного сильнее и привыкание к неправильному выполнению происходит быстрее. Так что выполнять все упражнения надо четко, не спеша, с пониманием происходящего, контролируя свои движения. Именно поэтому хотя бы в начале своего пути бегунам рекомендуется заниматься с тренером, а лучше - все время.
Пользуясь случаем, хотел написать, что на моем канале есть видео не только о СБУ, но и много советов для начинающих бегунов и других видео о беге. Заходите, подписывайтесь, буду рад.
Хотите получать обновления блога на почту? .
1. Бег с высоким поднимание бедра. Упражнение выполняется на пе-редней части стопы, бедро маховой ноги поднимается до угла 90 градусов, туловище слегка наклонено вперёд, руки согнуты в локтевых суставах и работают как при беге. Упражнение выполняется с максимальной частотой
и с минимальным продвижением вперёд.
2. Бег с захлёстом голени. Упражнение выполняется на передней части стопы, ноги сгибаются в коленных суставах, пятки касаются ягодиц. Колено направлено вертикально вниз, бедро не работает, туловище слегка
наклонено вперёд, руки согнуты в локтевых суставах и работают как пр и беге. Упражнение выполняется с максимальной частотой и с минимальным продвижением вперёд.
3.Выпрыгивания. Упражнение выполняется перекатом с пятки на носок, бедро маховой ноги поднимается до угла 90 градусов, толчковая но-га прямая. Туловище прямо, руки выполняют одновременное подныри-вающее движение снизу вверх. Упражнение выполняется с минимальным продвижением вперёд. Движение направлено вверх-вперёд.
4. Прыжки с ноги на ногу. Упражнение выполняется на передней части стопы, либо на всей стопе. Бедро маховой ноги поднимается до угла 90 градусов, толчковая нога прямая. Туловище слегка наклонено вперёд, руки согнуты в локтевых суставах и работают как при беге, но с большей амплитудой. Движение направлено вперёд-вверх.
5. Скрестный бег. Упражнение выполняется правым и левым боком, на передней части стопы. При выполнении правым боком, правая нога де-лает приставной шаг вправо, а левая нога выполняет движения по дуге впереди и позади неё. Туловище прямо, руки точно в стороны, взгляд на-правлен перед собой. Упражнение выполняется за счёт активного скручи-вая тазом.
6.Ускорение. Выполняется с высокого старта на передней части сто-пы, либо на всей стопе. За счёт активной работы рук и ног. С постепенным выпрямлением туловища (примерно на седьмом шаге). Необходимо сле-дить за плавным, без рывков, набором скорости и за свободным бегом по дистанции.
систем; и т. д.).
Инвентарь:
Часть | Организационно- | |||||||
Содержание | Дозировка | методические указания | ||||||
урока | ||||||||
(ОМУ) | ||||||||
1. | Построение. | 1 минута | Построение в одну шеренгу | |||||
2. | Сообщение задач урока | |||||||
3. | Разминочный бег. | 1 минута | Бежать в медленном темпе | |||||
400 м | ||||||||
(ОРУ) | ||||||||
(15–20 упражнений) | ||||||||
минут | Порядок описания ОРУ: | |||||||
1. | ||||||||
чинается движение. | ||||||||
2. | ||||||||
-15 | ||||||||
присед и т. д.). | ||||||||
3. | ||||||||
урока | ||||||||
и т. д.). | ||||||||
4. | Конечное положение. | |||||||
часть | Пример | |||||||
6–8 раз | Наклоны ниже, ноги не | |||||||
Подготовительная | ||||||||
1. | – наклон к правой ноге | сгибать, упражнение | ||||||
2. | – наклон вперед-вниз | выполнять в среднем | ||||||
3. | – наклон к левой ноге | темпе, почувствовать | ||||||
4. | – наклон назад | натяжение мышц задней | ||||||
поверхности бедра. | ||||||||
(СБУ) | ||||||||
Пример | ||||||||
Выпрыгивания. Упражнение выполня- | 2 х 40 | Упражнение выполняется | ||||||
метров | с минимальным продви- | |||||||
жением вперёд. | ||||||||
Движение направлено | ||||||||
вверх-вперёд. | ||||||||
вверх. |
Приложение 4 Проводящий: Ф.И.О.
План-конспект подготовительной части урока по легкой атлетике
Задачи: 1) Образовательная (Обучение технике избранного вида лёгкой атлетике)
2) Воспитательная (Воспитание двигательных или морально-волевых качеств)
3) Оздоровительная (Укрепление серд-сосуд, дыхательной или костно-мыш.
систем; и т. д.).
Дата проведения: 09.09.2009 г. (Указать дату занятия, к которому составлен план-конспект) Место проведения:
Инвентарь:
Часть | Организационно- | |||||||
Содержание | Дозировка | методические указания | ||||||
урока | ||||||||
(ОМУ) | ||||||||
1. | Построение. | 1 минута | Построение в одну шеренгу | |||||
2. | Сообщение задач урока | |||||||
3. | Разминочный бег. | 1 минута | Бежать в медленном темпе | |||||
400 м | ||||||||
Комплекс общеразвивающих упражнений | ||||||||
(ОРУ) | ||||||||
(15–20 упражнений) | ||||||||
минут | Порядок описания ОРУ: | |||||||
1. | Исходное положение, из которого на- | |||||||
чинается движение. | ||||||||
2. | Название движения (наклон, поворот, | |||||||
-15 | ||||||||
присед и т. д.). | ||||||||
3. | Направление движения (вправо, назад | |||||||
урока | ||||||||
и т. д.). | ||||||||
4. | Конечное положение. | |||||||
часть | Пример | |||||||
И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. | 6–8 раз | Наклоны ниже, ноги не | ||||||
Подготовительная | ||||||||
1. | – наклон к правой ноге | сгибать, упражнение | ||||||
2. | – наклон вперед-вниз | выполнять в среднем | ||||||
3. | – наклон к левой ноге | темпе, почувствовать | ||||||
4. | – наклон назад | натяжение мышц задней | ||||||
поверхности бедра. | ||||||||
Специальные беговые упражнения | ||||||||
(СБУ) | ||||||||
Пример | ||||||||
Выпрыгивания. Упражнение выполня- | 2 х 40 | Упражнение выполняется | ||||||
ется перекатом с пятки на носок, бедро | метров | с минимальным продви- | ||||||
маховой ноги поднимается до угла 90 | жением вперёд. | |||||||
градусов, толчковая нога прямая. Туло- | Движение направлено | |||||||
вище прямо, руки выполняют одновре- | вверх-вперёд. | |||||||
менное подныривающее движение снизу | ||||||||
вверх. |
Приложение 5
Проводящий: Ф.И.О.
систем; и т. д.).
Место проведения: Инвентарь :
Часть | Организационно- | |||||
Содержание | Дозировка | методические | ||||
урока | ||||||
указания | ||||||
(ОМУ) | ||||||
Подготовительная | часть | 12-15 мин. | См. выше приложение 2. | |||
Основная часть | 20–25 мин. | Либо | Методические указа- | |||
Обучить элементу техники | кол-во | ния, наиболее часто | ||||
повторений, | встречающиеся | |||||
либо кол-во | ошибки, способы их | |||||
времени. | исправления. | |||||
часть | Заминочный бег | 400 м | Восстановить дыха- | |||
ние, привести орга- | ||||||
Заключительная | 3–5 мин. | Подведение итогов занятия. | 1мин | низм к до рабочему | ||
уровню. | ||||||
Домашнее задание. | 1мин | Построение в одну | ||||
шеренгу. | ||||||
Задание на дом | ||||||
(практическое или | ||||||
теоретическое) | ||||||
Приложение 5
Проводящий: Ф.И.О.
План-конспект урока по легкой атлетике Тема:……………………………………………………………………………….
Задачи: 1) Образовательная (Обучение технике избранного вида лёгкой атлетике)
2) Воспитательная (Воспитание двигательных или морально-волевых ка-честв)
3) Оздоровительная (Укрепление серд-сосуд, дыхательной или костно-мыш.
систем; и т. д.).
Дата проведения: 09. 09. 2009 г. (Указать дату занятия,к которому состав-лен план-конспект)
Место проведения: Инвентарь :
Часть | Организационно- | |||||
Содержание | Дозировка | методические | ||||
урока | ||||||
указания | ||||||
(ОМУ) | ||||||
Подготовительная | часть | 12-15 мин. | См. выше приложение 2. | |||
Основная часть | 20–25 мин. | Либо | Методические указа- | |||
Обучить элементу техники | кол-во | ния, наиболее часто | ||||
повторений, | встречающиеся | |||||
какого-либо вида легкой атлетики | ||||||
либо кол-во | ошибки, способы их | |||||
времени. | исправления. | |||||
часть | Заминочный бег | 400 м | Восстановить дыха- | |||
ние, привести орга- | ||||||
Заключительная | 3–5 мин. | Подведение итогов занятия. | 1мин | низм к до рабочему | ||
уровню. | ||||||
Домашнее задание. | 1мин | Построение в одну | ||||
шеренгу. | ||||||
Задание на дом | ||||||
(практическое или | ||||||
теоретическое) | ||||||
Приложение 6 | |||
МУЖЧИНЫ | |||
Дисциплина | Рекорд | Спортсмен | Страна |
100 м | 9,58 с | Усэйн Болт | Ямайка |
200 м | 19,19 с | Усэйн Болт | Ямайка |
400 м | 43,18 с | Майкл Джонсон | США |
800 м | 1:41,01 | Давид Рудиша | Кения |
1 000 м | 2:11,96 | Ноа Нгени | Кения |
1 500 м | 3:26,00 | Хишам Эль-Герруж | Марокко |
1 миля (1609 м) | 3:43,13 | Хишам Эль-Герруж | Марокко |
2 000 м | 4:44,79 | Хишам Эль-Герруж | Марокко |
3 000 м | 7:20,67 | Даниель Комен | Кения |
5 000 м | 12:37,35 | Кенениса Бекеле | Эфиопия |
10 000 м | 26:17,53 | Кенениса Бекеле | Эфиопия |
10 км (шоссе) | 26:44 | Леонард Комон | Кения |
15 км (шоссе) | 41:29 | Феликс Лимо | Кения |
20 000 м | 56:26,0 | Хайле Гебреселассие | Эфиопия |
20 км (шоссе) | 55:21 | Жерсенаю Тадеуш | Эритрея |
Полумарафон | 58:23 | Жерсенаю Тадеуш | Эритрея |
Часовой бег | 21,285 км | Хайле Гебреселассие | Эфиопия |
25 000 м | 1:13:55,8 | Тосихико Сэко | Япония |
25 км (шоссе) | 1:11:37 | Хайле Гебреселассие | Эфиопия |
30 000 м | 1:29:18.8 | Тосихико Сэко | Япония |
30 км (шоссе) | 1:27:49 | Хайле Гебреселассие | Эфиопия |
Марафон | 2:03:59 | Хайле Гебреселассие | Эфиопия |
100 км (шоссе) | 6:13:33 | Такахиро Сунада | Япония |
3000 м с препятствиями | 7:53,63 | Саиф Саед Шахин | Катар |
110 м с барьерами | 12,87 с | Дайрон Роблес | Куба |
400 м с барьерами | 46,78 с | Кевин Янг | США |
Прыжок в высоту | 2,45 м | Хавьер Сотомайор | Куба |
Прыжок с шестом | 6,14 м | Сергей Бубка | Украина |
Прыжок в длину | 8,95 м | Майк Пауэлл | США |
Тройной прыжок | 18,29 м | Джонатан Эдвардс | Великобритания |
Толкание ядра | 23,12 м | Рэнди Барнс | США |
Метание диска | 74,08 м | Юрген Шульт | ГДР |
Метание молота | 86,74 м | Юрий Седых | СССР |
Метание копья | 98,48 м | Ян Железный | Чехия |
(по старым правилам) | 104,80 м | Уве Хон | ГДР |
Десятиборье | 9026 очков | Роман Шебрле | Чехия |
Ходьба на 20 км (шоссе) | 1:16:43 | Сергей Морозов | Россия |
Ходьба на 50 км (шоссе) | 3:34:14 | Денис Нижегородов | Россия |
Эстафета 4 х 100 м | 37,10 | Ямайка | |
Эстафета 4 х 400 м | 2:54,29 | США | |
Приложение 6 | |||
Рекорды мира в лёгкой атлетике у мужчин на 1.01.2011 | |||
МУЖЧИНЫ | |||
Дисциплина | Рекорд | Спортсмен | Страна |
100 м | 9,58 с | Усэйн Болт | Ямайка |
200 м | 19,19 с | Усэйн Болт | Ямайка |
400 м | 43,18 с | Майкл Джонсон | США |
800 м | 1:41,01 | Давид Рудиша | Кения |
1 000 м | 2:11,96 | Ноа Нгени | Кения |
1 500 м | 3:26,00 | Хишам Эль-Герруж | Марокко |
1 миля (1609 м) | 3:43,13 | Хишам Эль-Герруж | Марокко |
2 000 м | 4:44,79 | Хишам Эль-Герруж | Марокко |
3 000 м | 7:20,67 | Даниель Комен | Кения |
5 000 м | 12:37,35 | Кенениса Бекеле | Эфиопия |
10 000 м | 26:17,53 | Кенениса Бекеле | Эфиопия |
10 км (шоссе) | 26:44 | Леонард Комон | Кения |
15 км (шоссе) | 41:29 | Феликс Лимо | Кения |
20 000 м | 56:26,0 | Хайле Гебреселассие | Эфиопия |
20 км (шоссе) | 55:21 | Жерсенаю Тадеуш | Эритрея |
Полумарафон | 58:23 | Жерсенаю Тадеуш | Эритрея |
Часовой бег | 21,285 км | Хайле Гебреселассие | Эфиопия |
25 000 м | 1:13:55,8 | Тосихико Сэко | Япония |
25 км (шоссе) | 1:11:37 | Хайле Гебреселассие | Эфиопия |
30 000 м | 1:29:18.8 | Тосихико Сэко | Япония |
30 км (шоссе) | 1:27:49 | Хайле Гебреселассие | Эфиопия |
Марафон | 2:03:59 | Хайле Гебреселассие | Эфиопия |
100 км (шоссе) | 6:13:33 | Такахиро Сунада | Япония |
3000 м с препятствиями | 7:53,63 | Саиф Саед Шахин | Катар |
110 м с барьерами | 12,87 с | Дайрон Роблес | Куба |
400 м с барьерами | 46,78 с | Кевин Янг | США |
Прыжок в высоту | 2,45 м | Хавьер Сотомайор | Куба |
Прыжок с шестом | 6,14 м | Сергей Бубка | Украина |
Прыжок в длину | 8,95 м | Майк Пауэлл | США |
Тройной прыжок | 18,29 м | Джонатан Эдвардс | Великобритания |
Толкание ядра | 23,12 м | Рэнди Барнс | США |
Метание диска | 74,08 м | Юрген Шульт | ГДР |
Метание молота | 86,74 м | Юрий Седых | СССР |
Метание копья | 98,48 м | Ян Железный | Чехия |
(по старым правилам) | 104,80 м | Уве Хон | ГДР |
Десятиборье | 9026 очков | Роман Шебрле | Чехия |
10,64 с (100 м), 8,11 м (прыжок в длину), 15,33 м (толкание ядра), 2,12 м (прыжок в высоту), 47,79 с (400 м), 13,92 с (110 м с барьерами), 47,92 м (метание диска), 4,80 м (прыжок с шестом), 70,16 м (метание копья), 4:21,98 (1500 м)
Ходьба на 20 км (шоссе) | 1:16:43 | Сергей Морозов | Россия |
Ходьба на 50 км (шоссе) | 3:34:14 | Денис Нижегородов | Россия |
Эстафета 4 х 100 м | 37,10 | Ямайка | |
Эстафета 4 х 400 м | 2:54,29 | США | |
Приложение 7 | |||||
Рекорды мира в лёгкой атлетике у женщин на 1.01.2011 | |||||
ЖЕНЩИНЫ | |||||
Дисциплина | Рекорд | Спортсмен | Страна | ||
100 м | 10,49 с | Флоренс Гриффит-Джойнер | США | ||
200 м | 21,34 с | Флоренс Гриффит-Джойнер | США | ||
400 м | 47,60 с | Марита Кох | ГДР | ||
800 м | 1:53,28 | Ярмила Кратохвилова | Чехословакия | ||
1 000 м | 2:28,98 | Светлана Мастеркова | Россия | ||
1 500 м | 3:50,46 | Цюй Юнься | Китай | ||
1 миля (1609 м) | 4:12,56 | Светлана Мастеркова | Россия | ||
2 000 м | 5:25,36 | Соня О’Салливан | Ирландия | ||
3 000 м | 8:06,11 | Ван Цзюнься | Китай | ||
5 000 м | 14:11,15 | Тирунеш Дибаба | Эфиопия | ||
10 000 м | 29:31,78 | Ван Цзюнься | Китай | ||
10 км (шоссе) | 30:21 | Пола Рэдклиф | Великобритания | ||
15 км (шоссе) | 46:29 | Тирунеш Дибаба | Эфиопия | ||
20 000 м | 1:05:26,6 | Тегла Лорупе | Кения | ||
20 км (шоссе) | 1:02:57 | Лорна Киплагат | Нидерланды | ||
Полумарафон | 1:06:25 | Лорна Киплагат | Нидерланды | ||
Часовой бег | 18,517 км | Дирарту Туне | Эфиопия | ||
25 000 м | 1:27:05,9 | Тегла Лорупе | Кения | ||
25 км (шоссе) | 1:22:13 | Мидзуки Ногути | Япония | ||
30 000 м | 1:45:50,0 | Тегла Лорупе | Кения | ||
30 км (шоссе) | 1:38:49 | Мидзуки Ногути | Япония | ||
Марафон | 2:15:25 | Пола Рэдклиф | Великобритания | ||
100 км (шоссе) | 6:33:11 | Томое Абе | Япония | ||
3000 м с препятствиями | 8:58,81 | Гульнара Самитова- | Россия | ||
Галкина | |||||
110 м с барьерами | 12,21 с | Йорданка Донкова | Болгария | ||
400 м с барьерами | 52,34 с | Юлия Печёнкина | Россия | ||
Прыжок в высоту | 2,09 м | Стефка Костадинова | Болгария | ||
Прыжок с шестом | 5,06 м | Елена Исинбаева | Россия | ||
Прыжок в длину | 7,52 м | Галина Чистякова | СССР | ||
Тройной прыжок | 15,50 м | Инесса Кравец | Украина | ||
Толкание ядра | 22,63 м | Наталья Лисовская | СССР | ||
Метание диска | 76,80 | Габриеле Райнш | ГДР | ||
Метание молота | 78,30 м | Анита Влодарчик | Польша | ||
Метание копья | 72,28 м | Барбора Шпотакова | Чехия | ||
(по старым правилам) | 80,00 м | Петра Фельке | ГДР | ||
Семиборье | 7291 очко | Джекки Джойнер-Керси | США | ||
12,69 с (100 м с барьерами), 1,86 м (прыжок в высоту), 15,80 м (толкание ядра), | |||||
22,56 с (200 м), 7,27 м (прыжок в длину), 45,66 м (метание копья), 2:08,51 (800 м) | |||||
Ходьба на 20 км | 1:25:41 | Олимпиада Иванова | Россия | ||
(шоссе) | |||||
Эстафета 4 х 100 м | 41,37 | ГДР | |||
Эстафета 4 х 400 м | 3:15,17 | СССР | |||
Задача № 1. Создать правильное представление о технике семенящего бега (СБ). Настроить занимающихся на активное и сознательное изучение техники данного упражнения.
Средства:
1. Сообщение сведений, где, с какой целью применяется специально-беговое упражнение СБ.
2. Рассказ о технике и основных требованиях к правильному выполнению упражнения в целом.
3. Показ упражнения в полной координации преподавателем или наиболее подготовленным учеником в полной координации и с акцентом на различные детали техники.
4. Опробование.
Методические указания:
а) СБ – это СБУ, которое используется для становления Рис. 2
техники бега, формирования беговой осанки и исправления ошибок. Без правильного овладения техникой СБ не рекомендуется приступать к обучению остальным СБУ;
б) СБ способствует формированию свободного, лёгкого и раскрепощённого
в) СБ учит правильной постановке стопы при отталкивании, умению «включаться» и расслабляться во время бега, а также способствует укреплению мышц стопы и ног (рис. 2);
г) после опробования дать общую оценку выполнения упражнения. Выделить 1–3 главные ошибки и обратить внимание на причины их возникновения.
Основные ошибки и приёмы их исправления:
– во время выполнения упражнения колени «остаются сзади», а не «выскакивают» перед собой, значит, учащийся не владеет свободной и расслабленной постановкой ноги на грунт и не умеет быстро отскочить за счёт активной работы стопы;
– «вялая» стопа, следовательно, постановка стопы на грунт будет неактивная и бег получится на «полусогнутых» ногах или наоборот; «жёсткая» постановка стопы на грунт из-за неумения мягкой работы стопы, как пружинка или мячик.
Двигательные установки к выполнению:
а) выполняется на высокой «упругой» стопе;
б) стопы ставятся по одной прямой, прямо «под себя»;
в) туловище слегка наклонено вперёд, до 85 градусов;
г) голова держится прямо так, чтобы она была продолжением линии туловища;
д) подбородок слегка приподнят, мышцы лица и шеи не напряжены;
е) плечевой пояс расслаблен, руки опущены вниз;
ж) в момент приземления толчковая нога полностью выпрямлена во всех суставах, бедро маховой свободно поднимается вверх, но не до горизонтали;
з) отталкивание активное, энергичное. Старайтесь выполнять упражнение так, словно дорожка под вами «раскалена»;
и) учитесь выполнять СБ свободно и непринуждённо, с мягкой и быстрой постановкой стоп.
Задача № 2. Учить правильной осанке и работе стоп.
Средства:
1. Исходное положение (И. п.) – основная стойка (о. с.) (туловище прямое, ноги вместе, руки опущены вниз).
Перенести тяжесть тела вперёд. Момент, когда вы начнёте терять равновесие и вынуждены будете сделать шаг вперёд, и будет и. п., необходимым для бега и обучения СБ (рис. 1).
2. И.п. – стоя боком у опоры (гимнастическая стенка) на передней части стопы, руки на уровне пояса или груди.
Выполнить быстрые покачивания на носках с широкой амплитудой только за счёт работы стопы.
3. То же на «прочувствование» расслабленного плечевого пояса с подниманием и опусканием плеч.
При подъёме на стопе – плечи вверх; при опускании – плечи вниз.
4. То же с разноимённой работой стоп (попеременно правой и левой).
Методическое указание:
Все упражнения выполнять с учётом двигательных установок задачи № 1. Рис. 3
Задача № 3. Учить правильной работе ног.
Средства:
1. И.п. – стоя левым боком у опоры, левая рука на уровне пояса, правая согнутая нога слегка приподнята (рис. 3).
Выполнить «сбегание» с левой за счёт быстрого отскока от грунта.
2. То же правым боком.
3. В ходьбе с незначительным продвижением (на 0,5 стопы) вперёд 10–15 метров за счёт активной работы стоп («пантомимный шаг»).
При опускании на пятку нога выпрямляется в коленном суставе, при подъёме на носок свободно сгибается. Выполнять в среднем темпе.
4. То же в медленном беге с акцентом на правильные движения ног и активный подъём на стопе.
5. «Сбегание» с лестничного пролёта для «прочувствования» работы ног, когда колени «выскакивают» перед собой. Обратно подниматься быстрыми подскоками вверх.
Методические указания:
а) при выполнении следить за тем, чтобы положение туловища и головы соответствовало правильной беговой осанке;
б) в упражнении № 1 обратить внимание на то, как нога свободно «падает» вниз и за счёт быстрого отскока поднимается вверх, но не до горизонтали. Опорная нога находится на передней части стопы и выпрямлена в коленном суставе;
в) при «сбегании» вниз с лестничного пролёта стопа почти «выключена», нога расслабленно «падает» вниз. Подъём вверх осуществляется за счёт активной работы стопы, когда бедро маховой ноги выводится вперёд-вверх.
Задача № 4. Учить технике СБ в полной координации.
Средства:
1. СБ с незначительным продвижением вперёд и с переходом в свободный бег до 20–30 метров.
2. То же с увеличением темпа выполнения упражнения и с переходом в ускорение и свободный бег.
3. То же с увеличением частоты шагов (ритма движения) и с переходом в ускорение и свободный бег.
Задача № 5. Закрепить и совершенствовать технику СБ.
Средства:
1. СБ с выполнением 2–3 переходов к свободному бегу.
2. СБ с изменением темпа и ритма выполнения упражнения, чередуя 5–10 движений быстро, 5–10 движений медленно и в последующем с переходом в свободный бег.
3. СБ с максимально быстрой работой ног с переходом в ускорение и в свободный бег.
Методические указания к задачам № 4 и 5:
а) напоминать основные требования к беговой осанке;
б) при выполнении всех упражнений заострять внимание на правильной «посадке», т.е. на положении туловища во время бега;
в) обращать внимание на умение расслаблять неработающие мышцы, когда нога «падает» вниз, и быстро включать их при постановке ноги на грунт;
г) при переходе на бег необходимо сохранять темп и ритм выполнения упражнения;
д) переход на бег осуществляется за счёт увеличения амплитуды движения бёдер и выпуска голени «загребающим» движением «под себя»;
е) следить за параллельной постановкой стоп на грунт без разворота носков в стороны;
ж) избегать боковых и вертикальных раскачиваний туловища и плеч;
з) дать установку на «тяжёлые» плечи, учиться «опускать» их, не раскачивать и оставлять расслабленными руки.
Задача № 6. Оценить технику СБ. Развивать специальные физические качества.
Средства и методические указания:
1. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств и быстроты. Применяются в любой части урока. Можно организовать их выполнение в соревновательной и игровой формах.
2. Упражнения координационной направленности. Более приемлемы в конце подготовительной или в начале основной части урока, когда организм уже подготовлен к работе, но ещё не наступило утомление.
3. Упражнения для укрепления мышц стопы и ног. Могут быть использованы во второй половине основной части урока с увеличением нагрузки.
МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА №2:
Как улучшить механику и перейти к естественной технике бега? Я отвечу на этот вопрос в данной главе и расскажу, как выполнять , а в следующей предложу вашему вниманию комплекс упражнений и восьминедельный тренировочный план, которые помогут вам превратиться в более здорового и рационального бегуна.
Это будет проще, чем вы думаете, хотя и потребует определенного времени. Но, однажды сделав нужные изменения, вы будете потом пожинать их плоды всю жизнь. Специальные беговые упражнения выделяют специфические аспекты правильной техники бега и тренируют их.
Группа 3
1. Прыжковые упражнения.
Несмотря на то что трудно дать количественную оценку технике естественного бега, каждый бегун может и должен регулярно работать над улучшением техники бега, основываясь на различных элементах естественного бега. Это не только повысит его эффективность, но и понизит порог усталости, позволит быстрее восстанавливаться после тяжелых тренировок и соревнований.
Во время первых двух недель перехода к естественному бегу я рекомендую бегать на естественных поверхностях разутыми не более 5-10 минут за тренировку.
Наибольшую пользу принесет бег в легкой обуви с гибкой подошвой и малым углом наклона от пятки к носку (от 0 до 5 мм), которая позволяет чувствовать поверхность и взаимодействовать с ней, поддерживая связь «ступня-мозг-тело». Если вы бегаете в традиционных кроссовках, постепенно переходите к более легкой обуви, которая позволит чувствовать поверхность, еще до того, как начнете бегать босиком. Говоря «переходите постепенно», я имею в виду, что поменять саму обувь следует немедленно, но для начала бегать в ней на небольшие расстояния. При этом переход на новую обувь должен быть окончательным и бесповоротным: шараханье от прежних кроссовок к новым и обратно только увеличит продолжительность перехода и продлит жизнь плохим привычкам.
Один из краеугольных камней бегового мастерства - это . Чтобы ее поставить, так называемых «педагогических методов» (это когда тренер постоянно кричит – выше, выше ногу, не падай вперед, плечи держи и т.д.) совершенно недостаточно. Но никто из настоящих тренеров на них и не опирается в своей работе. Для этого существует огромный арсенал специальных беговых упражнений. Именно с них начинают свой путь юные спортсмены в секциях бега во всем мире. Дэвид Рудиша, Крис Солински, Кен Бекеле и Юрий Борзаковский - все эти герои бега прошли через школу спецупражнений и до сих пор делают их и на своем, заоблачном уровне беговой подготовки.
Я выбрал несколько упражнений, которые помогают сформировать правильную постановку корпуса в беге и, главное, ощутить знаменитое «попадание в себя», которое дает эффективное продвижение и, в конечном итоге, чувство полета в беге.
Эти же упражнения широко используются топовыми лыжниками для улучшения техники, прежде всего, классического хода. Для лыжников вопрос переноса усилия отталкивания в эффективное продвижение даже еще более актуален, чем для бегунов. А положение таза и расположение плеч относительно центра тяжести для лыжников является ключевым моментом техники обоих ходов. Ошибку «проваливания» в отталкивании очень сложно исправить. Но беговые упражнения могут в этом здорово помочь.
Именно поэтому я и пригласил своих друзей из знакомой лыжной секции, чтобы они продемонстровали специальные беговые упражнения. Эти видео будут полезны и для бегунов, и для лыжников.
Беговые спецупражнения можно делать в качестве разминки перед быстрыми тренировками (работой на отрезках, темповиках и т.д.), а также и как развивающую тренировку. В разминке длина отрезка, на котором вы делает упражнение - 30-60м. В развивающей тренировке - стремимся дойти до 100м. Это можно делать после легких кроссов. После обязательно замяться!
Вышагивание
Комментарии: Это своеобразный "тюнинг", настройка мышц на весь комплекс. Тело держим под прямым углом к земле, плечи опущены. Смотрим вперед, подняв подбородок и двигаемся прямолинейно вперед. Не надо садиться очень глубоко в выпаде, старайтесь не уходить далеко от "рабочих" углов ног в беге или лыжных гонках. Вам должно быть не сложно подняться из выпада, чтобы не ломалось положение тела. В разминке делаем метров 30, в развивающей тренировке стремимся к 100м.
Высокое поднимание бедра
Комментарии: Тело держим под прямым углом к земле, плечи опущены. Смотрим вперед, подняв подбородок и двигаемся прямолинейно вперед. Расслабляем лицевые мышцы: напряжение в лице сразу передается плечевому поясу! Золотое правило бега - расслабленное лицо. Именно в беговых упражнениях это можно эффективно отрабатывать. Не разводим колени. Двигаемся вперед медленно, на 1/4 стопы за шаг. Палки помогают держать плечи развернутыми и корпус прямым.
Выпрыгивание
Комментарии: Упражнение надо делать четко, но весьма расслабленно, "посвистывая на ходу". Руками работаем прямолинейно, это очень важно. Держим прогиб в пояснице, отработанный в предыдущих упражнениях. Посылаем усилие вверх, чувствуя как вектор отталкивания ноги упирается точно в крестец.
Шаг-вбегание